Как читать научную литературу
Дорогие студенты! При написании рефератов и дипломных работ вам необходимо провести самостоятельную исследовательскую работу, которая начинается с чтения научной литературы. Предлагаем вам несколько шагов, которые помогут пройти путь от постановки цели до готовой работы.
Шаг 1. Определите для себя цель (причину) вашего чтения. Вы можете читать для того, чтобы получить общую информацию по какой-либо новой теме, исследовать точку зрения, чтобы найти одну цитату, найти доказательства... Во всех этих случаях чтение будет разным.
Шаг 2. Получите общее представление об источниках информации. Перед началом чтения вам нужно очень внимательно выбрать, что читать. Разбейте название темы вашей работы на ключевые слова (словосочетания), выберите одно слово и спланируйте чтение вокруг него. Затем перейдите к другим словам и проделайте то же самое. Итак, вы составили с помощью библиотечных или электронных каталогов список литературы. Как же его сузить?
* Выберите книги из списка, которые, как вам кажется, будут легкими для прочтения.
* Изучите содержание (оглавление), выберите из него те разделы, которые содержат ключевые слова.
* Если в конце книги есть алфавитный указатель, то найдите в нем нужные слова, отметьте страницы. Прочитайте сначала эти страницы, а затем решите, будете ли вы читать дальше эту книгу.
* Используйте журналы: в них печатается самая свежая информация.
Шаг 3. Получите общее представление о том, что вы читаете и как много вы собираетесь прочитать. Итак, вы держите в руках:
* книгу с отмеченной главой;
* учебник, в котором пометили нужные параграфы;
* статью из журнала.
Прочитайте введение (первый абзац) и заключение (последний абзац) — это поможет понять, о чем этот текст. Теперь вы можете решить, будете ли вы это читать.
В выбранном вами тексте прочитайте первое предложение каждого абзаца. По ним вы поймете, о чем абзац. Посмотрите, какие абзацы отвечают вашей теме, и решите, какие из них вы будете читать более внимательно.
Шаг 4. Вернитесь к цели вашего чтения. Вы еще не начали читать, но уже решили для себя, какие фрагменты читать и почему. Теперь убедитесь, что вам понятны ваши собственные цели. Для этого задайте себе вопросы:
* Почему я читаю это?
* Что я ищу?
* Что мне надо?
* Где я буду использовать эту информацию?
* Как я буду использовать эту информацию?
* Достаточно ли этой информации? И т. п.
Напишите ваши вопросы на отдельный лист и держите их рядом, чтобы периодически к ним обращаться.
Шаг 5. Чтение. Это не просто чтение — это активное чтение. Оно потребует от вас физического и умственного напряжения.
Просто читая, невозможно запомнить, логически изложить, структурировать все, что прочитаете по вашей теме. Поэтому при чтении текста задавайте себе вопросы и делайте заметки, выделяйте ключевой текст. Вопросы могут быть разными, но они обязательно связаны с целью вашего чтения.
Помните: с книгой нужно обращаться бережно! Лучше всего сделать ксерокопии фрагментов и тогда в них можно смело делать различные пометки, записи и т. п. Если же такой возможности нет, то в этом случае делайте закладки, на которых пишите все, что считаете нужным.
Шаг 6. Перечитывание. Не пугайтесь — это не значит, что вам снова придется перечитывать все источники. Теперь вы быстро просматриваете текст и перечитываете ваши заметки.
Зачем? Чтобы сделать и сохранить свои собственные записи по прочитанному материалу. Когда вы приступаете к своим записям, всегда указывайте источник ваших заметок (автор, название, город, издательство, год'). Если вы цитируете (точно копируете часть текста), то вместе с источником укажите номер страницы. Источник указывается даже в том случае, если вы прочитали, согласились с автором и пересказали своими словами (идея все равно чужая). Посмотрите в словаре значение слова плагиат.
Шаг 7. Обзор. Просмотрите свои записи и оцените их, ответив на вопросы:
* Указали ли вы источники?
* Точно ли выписали цитаты?
* Соответствуют ли ваши записи вашей цели?
* Не пропустили ли вы чего-нибудь?
* Надо ли вам еще что-то прочитать?
Читая одни источники, в них вы можете найти ссылки на других авторов. Читать их или нет, вы должны решить сами. Это зависит от многого: насколько ваши записи полны, соответствуют цели, есть ли у вас еще время и т. п.
Дорогу осилит идущий! Желаем удачи!
Приводится по: учебник «Естествознание, 11 класс, 2часть»
04.03.2016, 410 просмотров.