Главная Студентам Блог о. Николая Пост

Пост

Пост – одна из древнейших религиозных практик, если не самая древняя. Ведь заповедь: не вкушать от древа познания, данную в раю, тоже можно назвать постом. В этом контексте смысл поста заключается в послушании Богу, выражении своей веры Ему, отказе от автономного существования (добывания энергии для своей жизни через необходимую пищу), и наоборот, в надежде на благодать, могущую заменить нам все естественно-необходимое.

Еще с ветхозаветных времен посты устанавливались по двум причинам: подготовка и освящение людей перед праздником или великим религиозным событием, и выражение своего покаяния. И сейчас эти две причины лежат в основе наших постов. Что касается великого поста, то он готовит нас к Пасхе, и главной его целью является глубокое покаянное осознание своей жизни.

Таким образом, не сам пост является чем-то ценным или приближающим к Богу (в отличие, например, от молитвы), но он является испытанным средством для приведения человека в состояние очищения и покаяния. Механизм действия этого таков: тело лишается необходимой пищи и энергии, все плотские желания «увядают» - человеку легче молиться, ум становится острее, начинается внутренняя духовная работа; тело и чувственные страсти смиряются воздержанием от желанных развлечений, зрелищ (даже и супружеского общения - и духовное в человеке, наконец, выходит на первое место, получает возможность управлять телесным. Ну и сила воли укрепляется, а она, конечно, необходима для твердого пребывания в добре.

Но духовная сторона в человеке тоже имеет свои страсти, например, гордыню и тщеславие, поэтому телесное воздержание в пост всегда соединяется со смирением, прощением обид, скромностью. Воздержание от пищи и развлечений переходит в воздержание языка и самих мыслей (от мечтаний, осуждения и т п).

Пост имеет свои степени воздержания. И в великий пост есть дни, различные по постному уставу. В первую очередь отказываются от самой питательной пищи – мясной (с начала масленицы и до Пасхи), во вторую – от молочной и рыбной (весь великий пост, кроме праздников Благовещения и Входа Господня в Иерусалим, когда рыба разрешается), потом даже от растительного масла и вина (весь пост, кроме суббот и воскресений), затем вообще от сваренной (приготовленной с помощью температурной обработки) пищи – сухоядение (будние дни первой и страстной седмицы), и наконец, полное воздержание (Страстная пятница, и первые два дня поста). Различается и количество приемов пищи в день – один в будни, два – в субботы, воскресенья и праздники.

Но это устав монастырский, на деле можно попросить своего духовника о послаблениях, в связи со здоровьем, работой, учебой, семейными обстоятельствами. Ведь недостатки поста в пище можно восполнить строгим отказом от вредных привычек: телевизора, интернета, игр и т.д.

Любое освободившееся с началом воздержания время, (а также и место в душе), нужно занять чем-то «положительным». С одной стороны, это очевидным образом – молитва, службы, чтение Священного Писания. С другой, традиционно (уже для древней Руси), все христиане во время поста призываются к делам милосердия: посещению и уходу за больными, помощи одиноким и старикам, милостыне.

Великий Пост – это лучшее время в году!

28.03.2014, 831 просмотр.