Главная Студентам Блог о. Николая Подготовка ко Причащению

Подготовка ко Причащению

Еще апостол Павел писал первым христианам о необходимости «рассуждения» перед Причащением, и о возможности недостойного участия в Евхаристии (в осуждение): «поэтому некоторые из вас болеют, а многие и умирают».

            Тогда Таинство Причащения совершалось во время вечерней трапезы и очень часто (почти ежедневно). Подготовка заключалась скорее во внутреннем настрое и благоговейном поведении на трапезе – службе. Сейчас подготовка может иметь различный вид, и зависит от возраста, воцерковленности человека, а также от частоты Причащения. Идеал остался прежним: Литургия подразумевает, что причащаются каждый раз все присутствующие члены общины. Поэтому нужно стремиться к наиболее частому принятию этого Таинства, а дальше – как благословит духовник. В нашем приходе это обычно: один раз в два воскресения, и все большие праздники.

            Как и в древности главным в создании нужного настроя и внутреннего состояния человека для встречи со Христом в Таинстве является сама Литургия, осознанное в ней участие с самого начала. Поэтому опоздание на службу (а также разговоры во время нее) являются причиной для лишения человека Причастия в этот раз. Уже давно церковные правила распространили необходимость участия в службе и на вечерню и утреню (или всенощное бдение) этого церковного дня (обычно совершающиеся накануне вечером), отсутствие на которых должно быть объявлено духовнику.

            Важной частью подготовки ко Причащению является пост и воздержание. (здесь не разбирается вопрос о причащении младенцев, детей, больных) Длительность и строгость поста опять же устанавливаются духовником. Есть варианты: один, три, семь дней. Ясно, что чем чаще человек причащается, тем меньше он может поститься перед этим. Для указанной выше периодичности причащения в нашей общине пост составляет один день, и возможно только «без мясной пищи». Зато общим и принципиальным является «евхаристический» пост: полное воздержание от пищи, питья (курения и других недостойных действий и развлечений) с 12 часов ночи до Причащения, а в случае ночной Литургии – 6 часов до службы.

            Чтение молитв ко Причащению тоже варьируется. Необходимым минимумом является последование ко Святому Причащению, состоящее из обычного начала, 4х псалмов, канона и десяти молитв, прочитанное до начала Литургии. Наконец, самым важным условием для участия в Евхаристии является покаяние в грехах. Сейчас для мирян установлена в качестве необходимой для допуска к Причащению исповедь в этот день или накануне. В особенных случаях исповедь переносится на более ранний срок, как, например, в нашем храме исповедь для желающих причащаться на Пасху совершается в Великую Среду. Но важно, конечно, не само время исповеди, а тот результат, к которому  она должна привести: ощущение себя последним грешником, без чего нельзя причащаться. Ведь в конечном итоге,  подготовка к Причащению может быть разной, но Господь тому дает полноту благодати, кто считает всё равно себя Причастия недостойным.

 

18.04.2014, 4006 просмотров.